Главная » Файлы » Внеклассная и воспитательная работа |
09.09.2021, 11:40 | |
Повышение мотивации - одно из самых интересных, но и сложных направлений в педагогической практике. Во многом от мотивации зависит успешность ребёнка в школе. В статье раскрываются основные приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях в начальной школе. Данные приёмы были апробированы на уроках, занятиях внеурочной деятельностью в общеобразовательной школе. Как сделать так, чтобы ребёнок был успешен, хотел совершать новые открытия и делиться своими знаниями с другими? Ответ очевиден: необходимо на уроках и занятиях активно и грамотно применять методы и приёмы, помогающие повысить учебную мотивацию. Человеку интересно осваивать новых материал, когда созданы для этого необходимые условия, которые отвечают ряду критериев: - ребенок вовлечён в процесс, ему интересно; - создана благоприятная, позитивная атмосфера для освоения новых знаний; - ребенок выступает в роли «учёного», «первооткрывателя», а не поглотителя готовых знаний; - ребенок не боится совершить ошибку, потому что его не осуждают за это, а дают возможность попробовать еще; - ребёнок видит свои маленькие успехи на пути. На протяжении 7 лет являюсь учителем начальных классов. Постоянно обучаюсь сама и внедряю в практику разнообразные методы повышения мотивации обучающихся. Стоит отменить, что повышение уровня мотивации начинается с окружающей ребёнка учебной среды, которая должна создавать условия для познания мира и наук. Учебный кабинет оснащён необходимыми техническим средствами (ноутбук, проектор, колонки, МФУ, цифровой микроскоп), мебелью, меловой и маркерной досками, плакатами, памятками, тематическими заданиями, картинами природы, комнатными растениями. Традицией стало оформление учебного кабинета к различным праздникам, где участниками выступают сами дети и родители. Для развития творческих и интеллектуальных способностей, а также познавательного интереса регулярно оснащаю учебное помещение разнообразными раскрасками, играми, материалами для творчества (краски, карандаши, фломастеры и т.д.), словарями, энциклопедиями, которые можно применять как в учебное, так и во внеучебное время. Отдельную роль при работе над повышением мотивации следует уделить созданию комфортной среды для проведения опытов, экспериментов, проведение которых на практике вызывает живой интерес у ребят и способствует дальнейшему погружению в тему. Успешно реализованы следующие исследовательские проекты: «Огород на подоконнике», «Выращивание снежинки из соли», «Выращивание лука в разных условиях», «Окрашивание цветов», «Выращивание комнатных растений из семян», «Свойства воды» и т.д. Самыми простыми и доступными в учебном процессе являются словесные методы мотивации такие как похвала, поддержка, одобрение, поощрение. Важно видеть малейшие успехи ребёнка и отмечать это. Как известно, из малого складывается всё великое. Этому также способствует создание ситуации успеха на уроках и занятиях. Совершая небольшое открытие на основе имеющихся знаний и опыта, ребёнок делает рывок вперёд к новым открытиям. При оценивании классной работы и домашней, выполненных в тетрадях, я отказалась от отметок, а использую мотивирующие наклейки, печати, шкалы оценивания. При оценивании работ одноклассников обучающиеся также используют данные средства оценивания. Особую ценность у детей имеет такой приём как взятие на себя роли помощника учителя, что способствует росту желания выполнить задание верно и быстро и проверить работы своих одноклассников. Важно презентовать результаты творческой и интеллектуальной деятельности детей, так как через повышение значимости детского труда формируется мотивация. Мы организуем выставки рисунков, писем, поделок, результатов проектной деятельности как в классе, так и в фойе школы. Обучающиеся показывают свои работы сверстникам из других классов, друзьям, родителям. Повышению мотивации способствует включение активных методов обучения, которые подходят как для индивидуальной работы, так и для парной и групповой форм работы. Дети проявляют живой интерес к данным видам работы. Ребёнок не всегда может построить грамотное речевое выражение, а осуществить показ с помощью деталей, моделей и схем бывает гораздо удобнее. К таким методам можно отнести: - оперирование разыми элементами, деталями (сбор картинок, схем, создание лэпбуков, элементов интерактивных тетрадей, разыгрывание ситуаций и т.д.)
- активное слушание (слушание текстов, просмотр видеороликов с заполнением схем, таблиц, составление рассказа на основе опоры) - запоминание стихотворений и правил по схемам-подсказкам, рисункам Также повышению мотивации способствует парная и групповая работа, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, а также не испытывать страх того, что он не справится, так как у него есть напарник/команда. Очень часто можно наблюдать за тем, как ребёнок «раскрывается» в проектной деятельности, где он может задействовать свою фантазию, творчество, действовать не по принятым шаблонам и правилам. Коллективное создание мультфильмов, видеороликов, где дети могут попробовать себя актёрами, режиссёрами, мультипликаторами также способствует раскрепощению детей, даёт разное видение одной и той же ситуации. В течение учебного года провожу конкурсы «Супер-тетрадь», «Супер-дневник». Особый интерес у ребят вызывает проведение различных предметных и праздничных марафонов, соревнований, дидактических игр («Да и нет», «Удивительные факты», «Пазлы», «Верно-неверно», «Найди ошибку» и т.д.). Создаю интересные рабочие листы, карточки с заданиями, листы продвижения по уроку (теме), интерактивные задания на сайте https://learningapps.org/, проблемные ситуации, провожу тематические дни и недели, внедряю современные средства обучения, помогаю детям работать на платформе Учи.ру. Вместе с обучающимися освоили создание ментальных карт и интеллект-карт. Нередко на уроках дети могут сами выбрать себе задание, это касается и домашних заданий. Проверку чтения наизусть организую следующим образом: обучающийся читает наизусть, другие обучающиеся по оговоренным ранее критериям оценивают. Также возможен вариант проверки чтения наизусть в парах. Самыми любимыми у детей являются следующие приёмы: - «Шесть шляп»: дети применяют на себя роли критика, оптимиста, руководителя, художника, ученого, креативщика; - «Посмотри другими глазами»: пересказывают текст от лица не только какого-либо персонажа, но и предмета, который мог наблюдать за этими событиями; - задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, головоломки, кроссворды; - «Прогнозирование»: по названию или иллюстрации предполагают о чём будет идти речь в тексте, задании; - «Загадки с отстроченным ответом»: в начале урока даю загадку, ответ на которую ищем на протяжение всего урока; - «Перестрелка»: индивидуально, в паре или группе придумывают вопросы по содержанию прочитанного, увиденного, далее задают эти вопросы другим детям. У каждого обучающегося есть портфолио достижений. В конце каждой четверти обучающиеся рассказывают о том, что им удалось достичь, что запланировано, делятся яркими впечатлениями. Для того, чтобы родители видели успехи своих детей и помогали в формировании мотивации, создала группу класса в ВК. Размещаю фотографии с мероприятий, грамоты, результаты техники чтения, видеозаписи с уроков, выступлений. Среди моих обучающихся победители районных предметных олимпиад и конкурсов исследовательских работ, районных и краевых творческих конкурсов, дистанционных олимпиад во многом благодаря именно систематической разносторонней деятельности по применению методов и форм повышения мотивации, которые дают положительный результат. | |
Просмотров: 106 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |